Интересное
Увезла детей: лишившаяся покоя Пугачева решилась на крайние меры Увезла детей: лишившаяся покоя Пугачева решилась на крайние меры Читать далее 23 октября 2023
Забыл о жене: ради этой актрисы Боярский готов был бросить семью Забыл о жене: ради этой актрисы Боярский готов был бросить семью Читать далее 15 октября 2023
Морщины — не трагедия: Деми Мур поделилась секретом, как принять себя после 50 лет Морщины — не трагедия: Деми Мур поделилась секретом, как принять себя после 50 лет Читать далее 14 октября 2023
«Лучше быть вдовой»: Моника Беллуччи согласилась на брак после трагедии «Лучше быть вдовой»: Моника Беллуччи согласилась на брак после трагедии Читать далее 9 октября 2023
Адриано Челентано просил прощения у сына за этот поступок: актер признал свою вину Адриано Челентано просил прощения у сына за этот поступок: актер признал свою вину Читать далее 8 октября 2023
Категории

"Театр военных действий"

"Театр военных действий"

Серо-зеленая громадина Нарвских ворот, окруженная конструктивистскими постройками двадцатых, выглядит как чудом выживший престарелый генерал Императорской гвардии, делящий коммунальную квартиру с семьями заводских рабочих.

Серо-зеленая громадина Нарвских ворот, окруженная конструктивистскими постройками двадцатых, выглядит как чудом выживший престарелый генерал Императорской гвардии, делящий коммунальную квартиру с семьями заводских рабочих. Или как наблюдательный пункт на дальних подступах к ядру "блистательного Петербурга". Теперь музейная культура переходит в контрнаступление с удержанного плацдарма – открытием в Нарвских воротах выставочного центра. Тактика – создание эксклюзивных временных выставок с привлечением экспонатов из фондов главных городских музеев и частных коллекций. Организацией (под па-тронажем Музея городской скульптуры) занята музейно-продюсерская контора "АВИТ", уже больше десяти лет устраивающая межмузейные проекты "под ключ" – от рождения идеи выставки и разработки концепции экспозиции до монтажа охранных систем. И, если раньше эти музейные кондотьеры действовали на чужих территориях, теперь у них появилась своя постоянная база – и обязательство делать не менее четырех больших проектов в год.

"Театр военных действий" – первый из них, подготовленный в рамках празднования 250-летия Театральной библиотеки, обладающей огромной и малоизвестной даже специалистам коллекцией изображений костюмов всех времен и народов. Известно, что до "формалистских экспериментов" начала ХХ века иллюзия исторической достоверности была необходимым условием постановок. Отсюда – богатство коллекций. Сохранялись даже старинные техники фехтования – благодаря необходимости ставить шекспировские (заметьте, очень подробно расписанные) поединки. Особенно широко в бывшей Монтировочной библиотеке Императорских театров представлен военный костюм, который и стал главным объектом выставки.

Эскизы костюмов "военных" персонажей, над которыми много работали мирискуссники с их тягой к исторически выверенной стилизации, подлинные мундиры, оружие и амуниция из крупнейших военных музейных собраний – Суворовского, Артиллерийского, Военно-морского, Гатчинского музеев, Российского музея этнографии – и частных коллекций выявляют парадоксальную двойную связь: с одной стороны, театр изображает армию, но в той уже изначально есть что-то театральное. Армии ведь совершенно необходима ритуально-парадная сторона. Советскую армию прикончила реформа военной формы, из соображений экономии заменившая блестящие латунные пуговицы на пластмассовые. Самая "театрализованная" армия сегодня – Британская, с ее медвежьими шапками, килтами и волынками, – одновременно одна из наиболее боеспособных в мире. Хорошо и емко сказал об этом Хемингуэй: армия вообще-то дерьмо, но красиво хоронить людей она умеет. В Российской Императорской и Советской (в ее лучшие времена) это знали.

Юрий Стрекаловский

С 24.11 Межмузейный выставочный центр "Нарвские ворота"